НПК «За страницами учебника»

Путь в большую науку начинается со школы…

 

В 2016  году городской НПК «За страницами учебника» был присвоен статус регионального тура Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. На сегодняшний день юношеские чтения им. В.И.Вернадского — одна из крупнейших исследовательских конференций школьников в России.  Его творчество живет не только в рамках академической традиции, этот ученый известен своей педагогической деятельностью в университетах, в ряде его работ встречаются размышления об устройстве школьного образования. Идеи мыслителя о синтезе знания выступают методологической основой новых подходов в образовании и влияют на формирование мировоззрения молодежи. Образ В.И.Вернадского, различные аспекты его учения, размышлений, гражданских поступков могут дать основу для самой разнообразной учебной, воспитательной, досуговой работы творческого учителя.

Всероссийские чтения им. В.И. Вернадского являются образовательной программой, направленной на  развитие исследовательской деятельности старшеклассников. Они включены в Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи. В рамках конкурса проходит Междисциплинарная олимпиада школьников по истории и обществознанию, победителям и призерам которой предоставляются льготы при поступлении в вузы.

Региональный тур Всероссийского конкурса в городе Глазове состоялся 22 марта 2017 года в школе №15 им.В.Н. Рождественского. В Конференции приняли участие 150 учащихся города Глазова, Ижевска  и  9 сельских поселений Удмуртской Республики.

К участию в Конференции были допущены  победители и призеры школьных этапов НПК с работами проблемного характера, включающие этапы эксперимента, обработки, анализа и интерпретации собранного материала. Перед очной защитой работ проходило заочное рассмотрение материалов экспертами. Работы нескольких секций («Иностранные языки», «Русский язык. Литература», «Социальные проблемы современного мира») прошли проверку в программе «Антиплагиат». Всего рассмотрено и допущено к участию 110 работ.

В рамках чтений работало  19 секций по следующим тематикам:

«История»: исследовательские работы по истории России, зарубежных стран, родного края, родного города, история семьи;

«Краеведение»: исследовательские и проектные работы по истории родного края, родного города, история семьи, исследовательские работы по этнографии, топонимике;

«Социальные проблемы современного мира»: междисциплинарные исследовательские работы по психологии, глобалистике, международным отношениям, патриотическому воспитанию;

«Физика»: исследовательские и проектные работы по изучению физических явлений, созданию приборов и устройств для их изучения и демонстрации, экспериментальные и опытные исследования по различным разделам физики как науки;

«Химия»: исследовательские и проектные работы по изучению химических явлений, созданию приборов и устройств для их изучения и демонстрации, экспериментальные и опытные исследования по различным разделам химии как науки;

«Русский язык. Литература»: междисциплинарные исследовательские работы, работы по языкознанию, лингвистике, топонимике, литературоведческие исследования

«Иностранные языки»: исследовательские и проектные работы по культуре зарубежных стран;  исследовательские и проектные работы по истории английского языка, лингвистике, работы по изучению культуры англоязычных стран;

«Математика»: междисциплинарные исследовательские  работы по изучению математических закономерностей, исследованию нестандартных задач,  различных математических систем, прикладная математика;

«Экология»: исследовательские работы по изучению экосистем страны, родного края, изучение экологических проблем человечества, экология человека;

«ИКТ»: исследовательские и проектные работы в области программирования, web-дизайна, использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, быту;

«Мое здоровье — в моих руках»: междисциплинарные исследовательские работы, экология человека, исследования в области здоровьесбережения, здорового образа жизни, системы питания;

«Проектная деятельность»: социальные, творческие, технологические, экологические, технические, образовательные проекты, бизнес-проекты и др.

 

Главной задачей НПК является творческое развитие юных исследователей, которые прислали работы на конкурс. Поэтому оргкомитет не ставит задачу выявления и отбора лучших; его задача — работа со всеми, кто прислал свои работы на конкурс. Исходя из этого в рамках конкурса организовано профессиональное рецензирование работ; каждый автор обязательно получает развернутый отзыв специалиста, в котором даются рекомендации по дальнейшему продолжению работы.

В рамках НПК ежегодно работает экспертное сообщество, которое объединяет более 55 специалистов в разных областях, умеющих грамотно и корректно работать со школьниками, в том числе представители профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «ГГПИ им В.Г.Короленко», педагоги высшей квалификационной категории, руководители городских методических объединений, представители организаций – социальных партнеров  управления  образования.

Наибольший интерес экспертов и аудитории вызвали работы по секциям «Математика», «Экология», «Проектная деятельность. Естествознание». Отмечены глубина, содержательность и научность подходов к разработке тем указанных направлений.

Увеличилось количество предоставляемых работ, появились новые для НПК направления: «Проектная деятельность. Естествознание», «Проектная деятельность. Технология».

Значительное количество работ посвящается природе нашей республики и культуре населяющих ее народов. В этом случае одна из основных задач Конференции состоит в том, чтобы ребята лучше узнали и полюбили родную землю. Исследования жизни животных, особенностей экосистем, геологических объектов становятся для ребят школой естествознания, а изучение народных традиций, истории своих городов и сёл, собственных семейных преданий делает их достойными гражданами нашей страны.

Жюри оценило высокий уровень исследовательских работ, а участники конкурса отметили творческую атмосферу, царившую во время конкурса, возможность попробовать свои силы, получить опыт публичного выступления в комфортной доброжелательной обстановке.

По итогам Конференции присуждено 16 дипломов победителей, 40 дипломов призеров, 137 сертификатов участников,вынесено следующее решение:

  • Разнообразить виды представляемых на НПК работ;
  • Доработать критерии оценивания представляемых работ, привести их в соответствие с требованиями Конкурса им. В.И. Вернадского;
  • Подготовить электронный сборник тезисов лучших исследовательских работ участников НПК «За страницами учебника»;
  • Отразить работу НПК в средствах массовой информации, на сайте Информационно-методического центра и на образовательном портале Удмуртской Республики.

На сегодняшний день в деятельности НПК «За страницами учебника» можно определить основные итоговые  факторы:

  1. Применение исследовательской деятельности учащихся как образовательной технологии. Главная цель которой — развитие аналитических навыков учащихся и способности занимать исследовательскую позицию, — в этом случае традиционные знания, умения, навыки становятся одними из средств достижения этой цели. Разработанная нормативная база НПК включает положение, рекомендации по написанию исследовательских работ, рекомендации для экспертов, аналитические материалы по работе конференций прошлых лет и т.д. Нормативная база определяет характер и направленность работ, принимаемых к рассмотрению на НПК. Это дает возможность участникам более систематично готовиться к участию в конференции, определяет порядок экспертизы работ, задает четкие критерии их оценки и выступлений докладчиков.
  2. Интеллектуальный ресурс чтений, коммуникационный потенциал участников. Серьезным достижением НПК является создание сообщества специалистов, ученых, педагогов, имеющих опыт работы с детскими исследованиями, понимающих их специфику, ориентированных на развитие творческой мотивации и исследовательских навыков как учащихся, так и их руководителей в процессе проведения экспертизы. За время существования НПК сообщество экспертов выработало единые методические приемы в работе с авторами и их руководителями. Результаты этой работы демонстрируются представителями учреждений, которые участвуют в конкурсе не первый год. В работу в рамках НПК вовлечены практически все ОО города, которые ежегодно принимают участие в НПК, имеют постоянных консультантов из числа экспертов  и показывают устойчивый рост качества представляемых на конференцию работ. В таких организациях развиваются собственные традиции исследовательской деятельности, складывается культура учебного исследования.

Надо понимать, что путь в большую науку начинается со школы. Хочется, чтобы первые школьные ученические проекты переросли в серьёзные научные, дипломированные работы.

Мы поздравляем всех наших участников Конференции «За страницами учебника», руководителей, родителей с высокими результатами  и желаем  творческих побед и  новых озарений, интересных и нестандартных идей!

Итоги

 

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.