I Неделя открытых уроков «Современные педагогические технологии – основа достижения нового образовательного результата»

Школа — индивидуальный вид спорта. Как плавание. Или биатлон. Бегут-стреляют все, но каждый индивидуален. Финиш — ворота в персональную жизнь. И подход к каждому не может быть усредненным, иначе на финиш придет стадо, толпа. Одному нужен кнут, другому — пряник, третьему — жилетка для слез, четвертому — умная провокация.

Евгений Дзичковский

Сегодня только ленивый не обсуждает изменения, происходящие в российском образовании. Особенно сильно достается системе итоговой аттестации выпускников и новым образовательным стандартам. Системе итоговой аттестации посвящено множество статей, постов в социальных сетях, но не менее интересным представляется обсуждение ФГОС.

Родители учеников жалуются, что стандарты отупляют их детей; учителя, приверженцы традиций, противодействуют им в открытую или уходят в глухую оборону… Но как показывает действительность, эффектов от использования новых стандартов намного больше, чем минусов. И в первую очередь – для детей и их учителей. В этом можно даже было убедиться, посетив открытые уроки в школах нашего города в рамках реализации образовательного проекта «Неделя открытых уроков». Проект появился не на пустом месте: ему предшествовало анкетирование педагогов, работающих по ФГОС. Результаты опроса показали затруднения учителей в использовании новых образовательных технологий, системы оценивания достижений учащихся, а также отсутствие у большинства педагогов мотивации работать по-новому (а как же тогда лозунг, обитающий на просторах интернета «Чтобы работать по новым ФГОС, нужно стать новым Учителем!»?). Но был и положительный момент! Несколько образовательных организаций предложили свою помощь в трансляции своего методического опыта по внедрению ФГОС.  Так родилась идея возобновить проведение Недель открытых уроков, в ходе которых педагогическому сообществу Глазова представилась возможность организовать взаимодействие по передаче и приему опыта работы по стандартам.

«Первооткрывателями» проекта стали пять школ города: МБОУ «СОШ №2», МБОУ «СШ №3», МБОУ «СШ №15» им. В.Н. Рождественского, МБОУ «Гимназия №6» и МБОУ «ФМЛ».

I Неделя была посвящена современным педагогическим технологиям, которые ориентированы на переход от репродуктивной деятельности к активному обучению. Представленные предметы – от  физической культуры и биологии до математики и физики. Помимо уроков предложены к обсуждению мероприятия внеурочной деятельности (интерактивная игра волонтерского отряда «Атлантида» МБОУ «СШ №15» им. В.Н. Рождественского, классные часы и варианты реализации проектной деятельности).

И мы увидели нового учителя – одновременно «играющего тренера» и судью. Он мотивирует учеников к активному и самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет пути включения в активную учебу каждого.

В советской школе практические задания по теме ограничивались только выполнением лабораторных работ. Ни о каких  других учебных проектах в школьной программе  не было и речи. Сейчас, как мы увидели, ученики углубляют свои знания по предмету и отрабатывают новые навыки с помощью индивидуальных учебных проектов. В этом им помогает современная техника – компьютеры, интерактивные доски, цифровые измерительные приборы и др.

В новых ФГОСах играм отводится не меньшая роль, чем остальным формам обучения. Уроки и мероприятия педагогов доказали, что познание через игру – один из главных принципов современной школы.

По мнению музыканта М. Казиника, «каждый предмет должен преподаваться вкупе с другими предметами. Нет оторванных друг от друга предметов, есть панорамная картина мира. Она и дает нам как нобелевских лауреатов, так и просто нормальных людей с нормальным мышлением». Обоснованность этого тезиса доказывали наши педагоги, когда на своих уроках формировали предметные, метапредметные и личностные результаты. И результат был достигнут не только учителем, но и большинством обучающихся! Да, в системе результативности советской школы качество современного образования выглядит как экзотика. Там ценились формальные сведения, которые запомнил ученик, знания алгоритмов, правил. Сегодня всё это тоже важно. Но важнее — умение действовать в неопределённой ситуации, способность к самореализации, инициатива, ответственность, умение искать информацию (а не только помнить), искать новые решения (а не только копировать известные).

В настоящее время от учителей мы ждём инициативности, предприимчивости и любви к деятельности. Но педагог без поддержки коллег, администрации, методических служб не сможет в полной мере найти в себе внутреннюю мотивацию для дальнейшего развития. И как показала I Неделя открытых уроков максимальный эффект применения ФГОС  достигается  за счет системного подхода.

 

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.